История с публикацией в английском издательстве «Академия» книги о крупнейшем мастере советском и мировой архитектуры И. И. Леонидове, некоторый свет на которую проливают письма и отклики читателей («Архитектура» №№ 10, 12, 13, побудила редакцию напечатать цикл материалов, принадлежащих перу сына и исследователя творчества мастера. Тема цикла — важнейшие работы последних пятнадцати лет его жизни, особенности художественного мышления, своеобразные принципы композиции и их глубинные истоки. Вместе с уже опубликованными сведениями о предшествующих рассматриваемому периоду произведениях эта работа должна дать отечественному читателю представление обо всем творчестве И. И. Леонидова хотя бы в общих чертах.
ИВАН ЛЕОНИДОВ.
ОТ АВТОРА.
Хотя сведения, составляющие содержание этой публикации, излагались мною на протяжении более 20 лет в лекциях, докладах и сообщениях (ВООПИК. Московский архитектурный институт. ЦНИИТИА, Союз архитекторов СССР), они остались малоизвестными, потому что аудитория была большей частью немноголюдной. В печати они еще не были обнародованы.
---------------------
Леонидов получил известность как представитель архитектуры 20-в. и все его творчество до сих пор принято рассматривать исключительно с этих позиций. Такая односторонность мешает объективной оценке не только поздних, но и ранние его произведений. Отдельные работы и даже и совокупность, представляющая определенный Стилистический период, приобретают большую глубину и значительность в контексте всего творчества Леонидова. При всем очевидном несходстве работ разного времени и соответственно стилистического периода их объединяет глубокое внутреннее единство. По сути, все произведения Леонидова - разработка одной-единственной темы, которая лишь варьируется применительно к каждому конкретному заданию. Все творчество - постоянное уточнение и развитие этой темы, а отдельные работы дополняют в ней друг друга, никогда не исчерпывая ее. Это равно относится и к формальной, и к содержательной стороне.
Наиболее ясно это видно в последнем периоде творчества Леонидова, который объединяет два предыдущих, стилистически противоречивых друг другу этапа. Стержень этого периода - Город Солнца -длительная разработка, представляющая собою какой-то странный, единственный, может быть, в своем роде синтетический архитектурный жанр. Город Солнца - комплексная разработка философских, социальных и профессиональных проблем. Причем последние разрабатываются на всех уровня! и во всех жанрах теоретической и проектной архитектуры. Если прибавить к этому, что все вместе и каждая отдельная такая разработка органически связаны с вполне конкретными архитектурными проектами, с одной стороны, и с какой-то особой формой архитектурной деятельности, которую можно определить разве что как архитектурная поэзия, - с другой, то читателю будет понятна моя растерянность перед определением жанра этой работы. Крупнейшие проекты последнего 15-летия - приложение разработанных в Городе Солнца идей и формальных находок к реальным условиям конкретного заказа. Разработки Города Солнца в большой степени результат обобщения и развития идей Леонидова 20-х и 30-х годов.
С появлением этой работы ранние проекты Леонидова получили новое прочтение, были переосмыслены в новом контексте, как бы попав задним числом под влияние идей и проектов 40-х-50-х годов. Таким образом, Город Солнца стал ядром всего творчестве Леонидова, объединив все его работы в единую структуру, постоянно меняющуюся во времени и усложняющуюся. По сказанному естественно было бы начать знакомство с поздними работами Леонидове именно с. Города Солнца в его наиболее общем и полном выражении собственно Города Солнца. Но мне это представляется едва ли возможным. Сложная, подвижная структура этой работы, ее растянутость во времени и особого рода незаконченность каждого этапа-фрагмента, которая делает Город Солнца еще и временным произведением, едва ли не сродни музыке-все это заставляет меня отказаться от такой попытки. Эту работу скорее можно почувствовать как процесс, чем понять как этап. По опыту я знаю, что наиболее простой путь к тому, чтобы дать возможно полное и отчетливое представление об этой работе,- окольный. То есть знакомство с Городом Солнца надо начинать с отдельных его неполных проекций на действительность тех конкретных проектов, которые делались как воплощение идей и формальные разработок Города Солнца: проект Острова Цветов, набережная-мемориал в Сталинграде, проект резиденции ООН (остров Нации), Форум искусств в Москве, Всемирная выставка в Москве. Первая публикация предполагаемой серии - Остров Цветов, Но предварительно необходимо рассказать историю возникновения леонидовского Города Солнца, общее направление этой работы и дать понятие о ее структуре. Идея родилась в начале октября 1942 года, на фронте, в тяжелых боях под Воронежем. В памяти и нечастых воспоминаниях отца о войне она сливается в одно ужасное апокалипсическое видение: кровавое, безобразное месиво, слепая стена огня без неба и земли. И какие-то дикие, неестественные картины перемежаются: мать, собирающая по частям своего ребенка, черви в глазницах развороченного миною старого трупа, изувеченная взрывами, поруганная земля. Во фронтовом блокноте этой поры на первом из уцелевших листов-первый набросок Города Солнца (схематический план). "Над миром далеким эхом прогремел последний бомбовый залп. В тишине и священной ясности, прозрачности жизни Солнце животворящими лучами зализывало раны и скорби земли. "Человек познает себя человеком, стыдя бушевавшего в нем зверя. Миру вечный мир". На следующей странице: "Я, сын земли и матери, клянусь не брать и не производить оружие для кровавой мести против брата и на рода, не оскверняя своего высокого духа...". Это начало клятвы, которую Приносят человек и народы друг другу, когда они установили вечный Мир. Из этих отрывков складывались первые наметки Города Солнца, его максимальной, поэтической части, Тексты перемежаются здесь с набросками, Планы чередуются с изображением башен. Но главная тема этого времени - шар. Золотой шар - счастье, который свободно парит над землею, послушный лишь воле стихий вестник великого Мира. Это первый и самый главный проект Города Солнца. Для Леонидова этот образ стал символом и средоточием всей его творческой деятельности, а то и жизни. А может быть, и того больше. К этому образу он обращался до последнего дня, наполняя его все более и более простым и соответственно глубоким смыслом. И если дано будет закончить мне эту серийную публикацию, то вернемся еще к этому образу и мы, читатель, Наиболее общая и неизобразительная, поэтическая честь является и самостоятельной составляющей проекта Города Солнцами ее общей все проникающей идеей. В обоих случаях она развивается и приобретает отчетливую трех частную систему, В первом случае она, не прибавляя значительно в конкретной изобразительности, превращается в миф о Городе .Солнца, необходимый людям как средство творческой коммуникации. Это предложение людям создать эпос, миф, который был 6ь1 постоянно совершенствующейся программой жизни, точнее, организации жизни. Во втором - она трансформируется в уже более конкретную идею создания столицы Мира (в обоих значениях этого слова). Эта столица, удивительно перекликающаяся иногда с клубом нового социалистического типа (Дворцом культуры), памятником Колумбу и т. д. Вечно совершенствующийся социальный эксперимент, в котором народы мира учатся понимать друг друга, предельно выявляя свою самобытность и индивидуальность. Цель этой столицы, Города Солнца, - установление и поддержание мира во всем мире, В этой работе содержатся общие градостроительные теоретические соображения, идеи создания нового жилья, архитектурные замыслы, соответствующие идеальной (или улучшенной - как ступени к идеальному) форме общежития. Здесь же рассматриваются и такие проблемы, как законы развития города, возможность их изучения и сознательного применения.
Город Солнца стал ядром всего творчества Леонидова, объединив все его работы в единую структуру, постоянно меняющуюся во времени и усложняющуюся. По сказанному естественно было бы начать знакомство с поздними работами Леонидова, именно с Города Солнца в его наиболее общем и полном выражении собственно Города Солнца. Но мне это представляется едва ли возможным. Сложная, подвижная структура этой работы, ее растянутость во времени и особого рода незаконченность каждого этапа фрагмента, которая делает Город Солнца еще и временным произведением, едва ли не сродни музыке - все это заставляет меня отказаться от такой попытки. Эту работу скорее можно почувствовать как процесс, чем понять как этап. По опыту я знаю, что наиболее простой путь к тому, чтобы дать возможно полное и отчетливое представление об этой работе,- окольный. То есть знакомство с Городом Солнца надо начинать с отдельных его неполных проекций на действительность тех конкретных проектов, которые делались как воплощение идей и формальных разработок Города Солнца: проект Острова Цветов, набережнаямемориал в Сталинграде, проект резиденции ООН (остров Нации), Форум искусств в Москве, Всемирная выставка в Москве. Первая публикация предполагаемой серии - Остров Цветов, Но предварительно необходимо рассказать историю возникновения леонидовского Города Солнца, общее направление этой работы и дать понятие о ее структуре. Идея родилась в начале октября 1942 года, на фронте, в тяжелых боях под Воронежем. В памяти и нечастых воспоминаниях отца о войне она сливается в одно ужасное апокалипсическое видение: кровавое, безобразное месиво, слепая стена огня без неба и земли. И какие-то дикие, неестественные картины перемежаются: мать, собирающая по частям своего ребенка, черви в глазницах развороченного миною старого трупа, изувеченная взрывами, поруганная земля. Во фронтовом блокноте этой поры на первом из уцелевших листов - первый набросок Города Солнца (схематический план). "Над миром далеким эхом прогремел последний бомбовый залп. В тишине и священной ясности, прозрачности жизни Солнце животворящими лучами зализывало раны и скорби земли. "Человек познает себя человеком, стыдя бушевавшего в нем зверя. Миру вечный мир". На следующей странице: "Я, сын земли и матери, клянусь не брать и не производить оружие для кровавой мести против брата и народа, не оскверняя своего высокого духа...". Это начало клятвы, которую приносят человек и народы друг другу, когда они установили вечный Мир. Из этих отрывков складывались первые наметки Города Солнца, его максимальной, поэтической части, Тексты перемежаются здесь с набросками, планы чередуются с изображением башен. Но главная тема этого времени - шар. Золотой шар - счастье, который свободно парит над землею, послушный лишь воле стихий, вестник великого Мира. Это первый и самый главный проект Города Солнца. Для Леонидова этот образ стал символом и средоточием всей его творческой деятельности, а то и жизни. А может быть, и того больше. К этому образу он обращался до последнего дня, наполняя его все более и более простым и соответственно глубоким смыслом. И если дано будет закончить мне эту серийную публикацию, то вернемся еще к этому образу и мы, читатель, Наиболее общая и неизобразительная, поэтическая часть является и самостоятельной составляющей проекта Города Солнцам, ее общей все проникающей идеей. В обоих случаях она развивается и приобретает отчетливую трехчастную систему. В первом случае она, не прибавляя значительно в конкретной изобразительности, превращается в миф о Городе Солнца, необходимом людям как средство творческой коммуникации. Это предложение людям создать эпос, миф, который был бы постоянно совершенствующейся программой жизни, точнее, организации жизни. Во втором - она трансформируется в уже более конкретную идею создания столицы Мира (в обоих значениях этого слова). Эта столица, удивительно перекликающаяся иногда с клубом нового социалистического типа (Дворцом культуры), памятником Колумбу и т.д., вечно совершенствующийся социальный эксперимент, в котором народы мира учатся понимать друг друга, предельно выявляя свою самобытность и индивидуальность. Цель этой столицы Города Солнца, - установление и поддержание мира во всем мире, В этой работе содержатся общие градостроительные теоретические соображения, идеи создания нового жилья, архитектурные замыслы, соответствующие идеальной (или улучшенной - как ступени к идеальному) форме общежития. Здесь же рассматриваются и такие проблемы, как законы развития города, возможность их изучения и сознательного применения. Третья составляющая Города Солнца -разработка способов воплотить сегодня архитектурные и общественные идеи идеального Города Солнца. Она включает разработку промежуточных ступеней, конкретизацию общих теоретических работ и разработку конкретных проектов, с первого из которых, Острова Цветов, начнется повествование о Городе Солнца.
Андрей ЛЕОНИДОВ.